Сенсомоторный психосинтез. Тексты из хрестоматии по ИСС

, «Измененные состояния сознания. Хрестоматия» (ISBN 978-5-89353-346-0),

Гипноз и проблема памяти

Возникновение гипноза связано с развитием подхода Месмера к лечению невротических заболеваний [7; 16; 17]. Первоначально сеансы гипноза воспроизводили некоторое подобие месмерических сеансов, провоцирующих у пациента наступление криза — состояния сильного психомоторного возбуждения, во время которого возникали яркие эмоциональные переживания событий прошлого, визуальные образы, телесные, кинестетические и аудиальные ощущения. Последовательное воспроизведение такого рода кризов в течение ряда сеансов сопровождалось динамикой невротической симптоматики и угасанием ее вплоть до полного исчезновения.

Излечение больных на такого рода сеансах, вероятно, связано с актуализацией информации, лежащей в основе невротического конфликта, и последующей ее переработкой вплоть до снятия конфликта. Для измененных состояний сознания характерно то, что актуализируемая информация презентируется сознанию в форме наглядно-чувственных образов, символов реальности. И переработка информации протекает как динамика переживаний символических образов, изменяющихся от сеанса к сеансу и меняющих свою эмоциональную окраску. Часто пациент не может вербализовать результаты такой переработки, но в определенный момент лечения они все-таки получают какую-то содержательную интерпретацию в его сознании. От того, какую конкретно интерпретацию они получат, результаты лечения не зависят. Существенное отличие гипноза от месмерических сеансов — в акценте на вербальный контакт с пациентом, в использовании речи в ходе сеанса для его регуляции.

Современные представления о психофизиологических основах гипнотического состояния опираются на данные по исследованию проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия человеческого мозга. Согласно этим представлениям, наступление гипнотического состояния происходит в результате понижения активности левого полушария мозга при одновременном повышении активности правого, ответственного за наглядно-образную и эмоционально-смысловую переработку информации [7]. Феноменологически это проявляется в том, что вербальные инструкции испытуемый в гипнозе воспринимает как свои собственные мысли, ощущения, переживания. Если, например, инструкция содержит описание природы, то испытуемый ощущает себя в этом месте, сообщает, что видит лес, реку, слушает пение птиц, то есть, он «видит», «слышит», «ощущает» телесно и кинестетически то, о чем идет речь в вербальной инструкции, содержанием сознания испытуемого в гипнозе становятся продукты эмоционально-образной переработки содержания текста речевых инструкций.

Включение в работу такого механизма преобразования, перекодирования получаемых испытуемым вербальных инструкций в символику наглядно-чувственных образов, сопровождающихся эмоциональными и поведенческими реакциями, является одним из характерных признаков состояния гипноза. Символика возникающих в гипнозе образов аналогична тому, что мы наблюдаем обычно при использовании проективных тестов, теста пиктограмм и т. п.

Еще одним из характерных моментов гипнотического состояния является изменение эмоциональных и поведенческих реакций. Вербальная инструкция рождает переживание, сходное с тем, которое испытывал бы человек в реальной ситуации, аналогичной ситуации, задаваемой этой инструкцией. Поведенческие реакции редуцируются до уровня автоматизмов, наиболее простых и привычных стереотипов, шаблонов поведения. Эта редукция до уровня операций (в терминах деятельностной теории) в поведении протекает при углублении гипнотического состояния на фоне одновременного повышения активности в образной сфере. Наблюдается как бы перетекание активности из сферы практических действий в сферу активности воображения, действия с образами, действия в форме наглядно-чувственных образов.

Повышение внутренней активности в глубоком гипнозе проявляется, в частности, в явлении гипермнезии. Этот уникальный феномен часто указывается в качестве одного из критериев наступления состояния глубокого гипноза и рассматривается как свойство состояния сознания в гипнозе. Наиболее эффектно явление гипермнезии выступает в опытах с регрессией возраста, когда наблюдается яркое оживление образов прошлых ситуаций, во всех деталях восстанавливающих события внушенного периода, изменение почерка в соответствии с тем, каким он был в период, соответствующий внушенному. При моделировании мышления детского возраста мы получаем ответы, соответствующие феноменам Пиаже. Воспроизводится логика мышления ребенка, шаблоны, способы мышления [7; 13]. Явление гипермнезии характеризуют также опыты с внушением младенческого возраста, в которых наблюдались рефлексы младенца у взрослого человека: сосательный, ладошковый, рефлекс стопы и т.п. В экспериментах с внушением невесомости кандидатам в космонавты зарегистрированы физиологические и даже биохимические изменения, воспроизводящие реакции адаптации к невесомости в условиях космического полета, вплоть до изменения состава крови и вымывания солей кальция из костей [4]. Эти результаты согласуются с данными классических исследований гипноза, в которых воспроизводились симптомы перенесенных ранее испытуемыми болезней, ожогов и т.п. [10; 15; 16]. Таким образом, удивительное явление гипермнезии поражает не только верностью и детальностью, казалось бы, давно забытой информации, но и возможностью восстановления младенческих спинальных рефлексов, физиологических реакций организма даже на тканевом и биохимическом уровне.

Гипнотическая гипермнезия позволяет воспроизводить в ситуации текущего момента формы поведения, реакции организма, психические процессы и состояния. возникавшие в каких-либо ситуациях прошлого. Однако эти реакции накладываются на ситуацию текущего момента таким образом, что точного воспроизведения не наблюдается. Скорее, можно говорить об определенной степени копирования, о моделировании в нынешних условиях того, что было в прошлом. Объект, подлежащий копированию, задается гипнотизером. Так, при воспроизведении почерка детских лет достигается точное воспроизведение почерка, несмотря на то, что с возрастом изменились размеры и пропорции тела, конечностей. Мы получаем заданный нами результат (почерк), а не точное воспроизведение процесса, к нему приводящего, ибо одно с другим несовместимо. Так, при воспроизведении физиологических процессов адаптации к невесомости мозг, осуществляя эту задачу, должен учитывать реально действующий фактор гравитации [4]. Доступ к информации, накопленной в течение жизни человека, осуществляется в состояниях глубокого гипноза, погружаться в которые может лишь небольшая часть людей (10-20%). Это ставит исследователей перед необходимостью поиска других методов, аналогичных гипнозу в плане возможностей допуска к неосознаваемым субъектом знаниям, но отличающихся применимостью к большему контингенту испытуемых.

Измененные состояния сознания как условие обеспечения возможностей экспликации неосознаваемых субъектом знаний

Вопрос о принципиальной возможности извлечения из памяти такой информации, о которой в сознании нет никакого представления, можно считать решенным положительно после известного открытия Пенфилда в области нейрохирургии. Он обнаружил, что стимуляция слабым током определенных участков головного мозга приводит к появлению у человека образов-воспоминаний, отражающих реальные события прошлого в различные моменты жизни. Испытуемый как бы просматривает фильм, отражающий события его жизни, причем в таких деталях, которые не зафиксированы в памяти на сознательном уровне. Эти данные, полученные в нейрохирургии, показывают, что никакая информация не стирается в памяти, и при определенных обстоятельствах она может становиться достоянием сознания. Известен, например, феномен прокручивания «ленты жизни» в экстремальных ситуациях, в ситуации клинической смерти и т.д. Возникающие в измененных состояниях сознания переживания ситуаций многолетней давности, воспроизведение в памяти событий всей своей жизни, проявлялись при совершении некоторых культовых и религиозных обрядов. Так, в раннем христианстве обряд крещения, еще близкий к обряду инициации (смерть и последующее рождение во Христе), проводился так: человека держали под водой столько времени, что у него перед глазами проходили картины всей его жизни.

В гипнозе эффективность взаимодействия с пациентом существенно зависит от степени его субъективного приятия роли загипнотизированного, от того, насколько он верит в то, что находится в состоянии гипноза. Возможности этого состояния в значительной мере реализуются лишь после того, как пациент поверит, что находится в нем. Поэтому гипнотизерам приходится применять различного рода «убедители» — приемы, доказывающие пациенту, что он загипнотизирован.

Проведение психоаналитических сеансов напоминает гипноз не только по форме, когда пациент лежит на «психоаналитической кушетке». Само содержание психоаналитической инструкции таково, что выполнение ее пациентом с необходимостью приводит его в измененное состояние сознания. И этот момент не требует осознания пациентом своего состояния, наоборот, психоанализ намеренно уводит его от этого, тем самым, снимая рефлексивные барьеры на пути формирования трансового состояния. Анализ психоаналитической инструкции позволяет выделить следующие моменты, существенные, на наш взгляд, для вызывания транса: 1) ни о чем не думать, 2) наблюдать за теми мыслями, воспоминаниями, образами, которые приходят пациенту в голову, 3) представление бессознательного как субъекта активности в ходе психоаналитического процесса.

Трансовые состояния при всем их многообразии характеризуются, по нашему мнению, особой внутренней позицией субъекта, а именно позицией наблюдателя по отношению к тем психическим процессам, которые образуют феноменологию измененных состояний сознания. Этот момент представлен в психоанализе так же, как и в гипнозе, медитации и т. п. Различные варианты психотерапевтических мифов и религиозных представлений, привлекавшиеся для содержательной интерпретации информации, презентируемой сознанию в трансовых состояниях, содержат целую палитру вариантов названия этого гипотетического «хозяина психических функций». Наряду с такими теоретическими конструктами как «бессознательное», «части Я», «части личности», эта функция обозначалась как «астральное Я», магнетический флюид, «ангел-хранитель», «домовой», «дух Наполеона» во времена увлечения спиритизмом, и т. д., и т. п. Так, в древнейших способах гадания пристальное созерцание какой-либо блестящей поверхности, например, поверхности воды, блюдца, сопровождалось появлением образов измененного состояния сознания, если субъект оставлял попытки представить и вообразить себе что-либо, а полагался на то, что откроет ему некая «высшая» духовная сила. Тут можно вспомнить данные этнографии [2; 3; 11], культурно-исторические [1; 12; 14; 15] и историко-психологические исследования [6], древние описания религиозного опыта, например, жития святых, где не случайно встречаются высказывания типа «было мне видение…», «слышал я голос…», «открылось мне…», «явилось мне…», «…и было мне откровение…».

Работая с измененными состояниями сознания, мы обратили внимание на то, что испытуемый отчуждает себя как субъекта от продуктов собственной активности в трансовых состояниях. Этот феномен «отчуждения» проявляется в том, что, например, разглядывая картины или слушая музыку, испытуемый не осознает, что это лишь продукты его собственной творческой активности, порождение его собственного воображения, он не воспринимает себя автором возникающих в его сознании образов. В гипнозе, в конечном счете, авторство приписывается гипнотизеру, а в психоанализе эту роль Фрейд передал бессознательному, а против попыток приписывания этой роли психоаналитику удачно защитился теорией трансфера.

Техника сенсомоторного психосинтеза

В лаборатории «Психология общения и психосемантика» ф-та психологии МГУ на протяжении ряда лет В. В. Кучеренко и В. Ф. Петренко создавалась — как для решения исследовательских задач, так и задач психологической практики -психотехническая методика, которая получила название сенсомоторного психосинтеза1 [5; 8; 9]. Это управление состояниями сознания субъекта в процессе особого суггестивного диалога. Метод заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на тех ощущениях и представлениях, которые возникают при их решении [5]. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у пациента активности механизмов сознательного контроля, суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта, направленных на повышение эффективности суггестивных приемов, и выступает формой совместной деятельности суггестора и пациента. В ходе такого диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта сенсомоторного психосинтеза, необходимую для оценки качества решения текущих тестовых заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь, получает информацию о причинах неудач и о путях преодоления ошибок.

Техника сенсомоторного психосинтеза включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой-либо одной модальности, которые затем объединяются, интегрируются в целостный образ.

На следующем этапе используются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторныи синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого и моделируемой действительности. Например, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Динамика состояния сознания в процессе синтеза сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения, переживания. Диалогичность сенсомоторного психосинтеза отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в своей основе. Поскольку процесс психосинтеза не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием гипнотического сна, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации.

В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида, техника сенсомоторного психосинтеза не зависит от этой характеристики субъекта и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе. Этот метод может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, позволяет в условиях психологического эксперимента моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.

Приемы психосинтеза

В условиях интрамодального психосинтеза используется следующий общий алгоритм: при первом шаге, нацеленном на достижение эффекта распредмечивания чувственной ткани образа мира, внимание испытуемых фиксируется на ощущениях при одновременном снижении уровня активности соответствующих сенсорных систем. В итоге рождается недифференцированная совокупность переживаний в рабочей модальности. При втором шаге, направленном на акцентуацию отдельных ощущений, перед человеком последовательно ставится задача поиска ощущений определенного качества с постепенным повышением уровня активности сенсорной системы: начинается процесс переопредмечивания всего феноменального поля. При третьем шаге, ориентированном на построение предметного образа, активность человека направляется на интеграцию отдельных ощущений в некую целостность (комплекс), в результате рождается новый образ мира в данной модальности.

Общий алгоритм интрамодального психосинтеза реализуется через многообразные приемы взаимодействия с испытуемыми в различных модальностях: визуальной, аудиальной, тактильно-кинестетической.

Ниже предлагается таблица реализации общей стратегии работы с испытуемыми в разных модальностях, столбцы этой таблицы образуют шаги развертки стратегии, строки — рабочие модальности, а на пересечении столбцов и строк — примеры некоторых приемов психосинтеза — способов переструктурирования чувственной ткани, своеобразных метафор, создающих условия для изменения формы категоризации чувственного опыта.

Таблица. Интрамодальный психосинтез
Шаги стратегии 1. 2. 3.
Модальности Распредмечивание чувственной ткани образа Акцентуация отдельных ощущений Формирование нового предметного образа
Визуальная «Туман» «Движущийся туман» Ясные отчетливые визуальные образы
Аудиальная «Тишина» «Лесная тишина» Звуки леса, пение птиц
Кожно-кинестетическая «Невесомость» «Парение»  «Полет»

Раскроем подробнее техники интрамодального психосинтеза в некоторых модальностях.

Визуальный синтез

Построение зрительного образа. Испытуемый должен находиться в удобном положении, чтобы не возникала необходимость в процессе сеанса менять позу, отвлекаться на посторонние ощущения в теле. Необходимо ликвидировать повышенное напряжение в тех участках тела, где оно имеется (это сопровождается снижением уровня активности сенсорных систем, в том числе зрительной). Методика визуализации проводится при закрытых глазах. Внимание испытуемого обращается на то, что при закрывании глаз он ничего не видит, словно смотрит в темноту.

Для усиления эффекта можно использовать прием «исчезновения век». Испытуемому предлагается почувствовать свои веки, почувствовать, нет ли в них напряжения, и дать им возможность расслабиться, успокоиться. Надо обратить его внимание на то, что он ощущает в глазах, чтобы он почувствовал расслабление глазодвигательных мышц, покой, отсутствие напряжения и движений, отсутствие ощущений, кроме ощущения покоя. Зафиксировав это ощущение покоя и неподвижности в веках, можно привести испытуемому пример, как в результате адаптации сенсорных систем исчезают ощущения, например, ощущение подлокотников кресла или ощущение одежды, обуви и т.д. Затем следует обратить его внимание на то, как он перестает чувствовать свои веки, если ничего не делает со своими глазами, и тогда у него возникает иллюзия, словно он сидит с открытыми глазами, но ничего не видит, как в темноте. Важно зафиксировать это ощущение.

Предложим испытуемому всматриваться в темноту, обращая внимание на свои ощущения. Заметим ему, что полной, абсолютной темноты почти никогда не бывает, всегда в глазах есть хоть какие-то ощущения: ощущение какой-то пелены перед глазами, словно вглядываешься сквозь дымку или сквозь запотевшее стекло, сквозь туман или мутную воду.

Зафиксировав у испытуемого переживание смутных, недифференцированных визуальных ощущений, структурируем, трансформируем и усиливаем их, используя какие-либо приемы — метафоры, представленные в таблице.

  1. «ТУМАН». «Ощущение2 тумана перед глазами усиливаем, словно туман заполняет все вокруг, сгущается, становится более плотным. Но эта пелена неоднородна».
  2. «ДВИЖУЩИЙСЯ ТУМАН». «<…> Всматриваясь, можно почувствовать движение, словно туман клубится вокруг, и волны тумана накатываются на вас. И блики возникают в глубине, словно солнечные лучи, пронизывая толщу тумана, вызывают мягкое и приятное свечение, россыпи радужных пятен летят в тумане: золотистые, розовые, серебристые, голубые… Как осколочки радуги… Калейдоскоп красок… Как фейерверк, яркие красочные вспышки, словно брызги салюта…»
  3. «Ясные отчетливые визуальные образы». «<…> Туман рассеивается и постепенно становится прозрачным. И, вглядываясь вдаль, можно заметить, как в пелене тумана проступают очертания деревьев, еще смутные и неясные, словно призрачные фигуры сказочных животных». (И далее, переходим к описанию того образа, который нам нужно формировать у испытуемого.)

Аудиальный синтез

Работа с чувственной тканью в аудиальной модальности.

  1. «ТИШИНА». «Вы слышите доносящиеся до вас звуки. Звуки в этой комнате. Возможно, звуки улицы, звуки города. Вслушиваясь в них, вы почувствуете, как наступает привыкание и появляется безразличие. Но если вы продолжаете вслушиваться в монотонное движение этих звуков, сосредоточив внимание, вы замечаете, что ощущения как бы перемешиваются и ускользают от вас, становятся монотонными, однообразными. И постепенно вы перестаете их замечать, словно сидите в тишине.
  2. «ЛЕСНАЯ ТИШИНА». «Вы вслушиваетесь в тишину ночного леса. Отдаленные шорохи, шелест листвы при легких движениях ветерка. Шорохи ночи. Смутные, неясные…
  3. «<…> Тихий плеск воды, шуршание травы, звон насекомых… Комары… Издалека доносится тихая, плавная музыка. Приятная мелодия…»

Этот же алгоритм можно применять при работе с телесно-кинестетическими, обонятельными и вкусовыми ощущениями.

Итак, мы видим, что использование приемов интрамодального синтеза подчинено следующей логике:

Шаг 1. Деструкция наличного образа, привыкание к ощущениям, адаптация сенсорных систем.

Шаг 2. Выбор приема (метафоры) для переструктурирования сенсорного опыта в направлении, удобном для формирования нового образа. Переопредмечивание сенсорной стимуляции.

Шаг 3. Окончательное достраивание формируемого образа.

Как уже говорилось, помимо приемов интрамодального синтеза, техника сенсомоторного психосинтеза включает приемы интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. Приемы интермодального синтеза, опирающиеся на механизмы сенсибилизации и синестезии, позволяют дополнить формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторный синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности.

Использование техники сенсомоторного психосинтеза для экспликации неосознаваемых субъектом знаний

Разработанная на базе сенсомоторного психосинтеза психотехника экспликации неосознаваемых субъектом знаний включает три функциональных блока психотехнических приемов. Первый блок объединяет приемы актуализации неосознаваемых субъектом знаний в различных формах репрезентации их в сознании субъекта. Во втором блоке представлены приемы переработки, логического структурирования актуализируемой информации, регулирования информационных объемов оперативных единиц памяти. Третий блок приемов ориентирован на ликвидацию преград на пути проникновения эксплицируемых знаний в сознание. Методика апробировалась на студентах различных вузов, школьниках и учащихся ПТУ3. Критерий отбора испытуемых — неуспеваемость или трудности в усвоении какого-либо учебного предмета.

Основным компонентом первого блока методики выступили приемы репродукции прошлых жизненных ситуаций, приемы моделирования во внутреннем плане, в плане умственных действий ситуаций работы с учебными пособиями: конспектами лекций, учебниками, атласами, чертежами, лингафонной аппаратурой и т.д. В первую очередь, психотехническая работа была направлена на экспликацию неосознаваемых субъектом знаний вне зависимости от того, по каким сенсорным каналам проходила поступающая информация и в каких видах памяти (зрительной, слуховой, вербально-логической, моторной) она хранится. Во-вторых, можно выделить прием отработки точности воспроизведения информации и ее достоверности, исключение возможности ее непроизвольных искажений. В-третьих, внимание уделялось отработке доступа к имеющейся у субъекта неосознаваемой информации вне зависимости от времени, прошедшего с момента ее презентации субъекту. Важная роль отводилась также использованию приемов, позволяющих корректировать эмоциональную окраску моделируемых ситуаций. Работая, например, с отстающими по физике учениками ПТУ. мы добивались репродукции в измененном состоянии сознания ситуаций, в которых они находятся в кабинете физики, слышат объяснения учителя, видят развешенные по стенам плакаты и т.д. И даже если ученик в тот или иной момент времени не слушал учителя, все, что тот говорил, зафиксировано в памяти. А на плакатах в кабинете физики, которые вольно или невольно, но тем не менее рано или поздно попадали в поле зрения, присутствуют все формулы, необходимые по программе для сдачи экзамена. Наша задача заключалась в экспликации этих знаний, в обеспечении их свободного доступа в сознание субъекта.

Неожиданное для нас применение в практике приемы этого функционального блока рассматриваемой методики нашли при решении задач оказания помощи правоохранительным органам. По просьбе руководителей следственного управления Прокуратуры РСФСР с целью оказания помощи в расследовании особо тяжких преступлений эти психотехнические приемы были использованы в работе со свидетелями, которые владели важной для следствия информацией, но не могли ее произвольно актуализировать. Так, одна из свидетельниц, год назад видевшая паспорт предполагаемого преступника, не могла, как ни старалась, вспомнить его паспортные данные. Нам удалось воспроизвести в ее памяти переживания этой ситуации, так что она снова увидела и почувствовала в руках обложку паспорта, раскрыла его и стала читать то, что там было написано. Оказалось, что в тот момент она, не зная того, держала в руках паспорт человека, бывшего руководителем крупной банды, занимавшейся рэкетом, убийствами. Благодаря ее показаниям, полученным с помощью нашей методики, члены преступной организации в скором времени были арестованы. Также решались задачи «прочтения» номера случайно виденной машины или составления фоторобота случайного прохожего. Психотехнические средства, составляющие второй функциональный блок методики, по характеру решаемых ими задач можно условно разделить на следующие группы. К первой можно отнести приемы, позволяющие наполнить смысловым содержанием воспринятую ранее информацию. В примере с номером машины мы останавливаем «картинку», добиваемся необходимой четкости, яркости образа, чтобы испытуемый мог «разглядеть» цифры, буквы (прием «стоп-кадр»), так же и с формулами физики и т. п.

Аналогичные приемы используются и при смысловой переработке аудиальной информации. Например, при актуализации знаний курса иностранного языка испытуемый, переживая ситуацию первого занятия, сообщает, что не успевает следить за смысловым содержанием речи преподавателя: «…преподаватель слишком быстро говорит», «…много непонятных слов». Здесь мы также применяем приемы субъективного замедления хода времени и «включаем» знание лексики, приобретенное субъектом в последующих ситуациях.

Ко второй группе относятся приемы, обеспечивающие возможность перекодирования информации, ее перевода из одной формы репрезентации сознанию в другую, например, аудиальную информацию репрезентировать в сознании субъекта в виде визуальных образов, когда, скажем, воспроизводится ситуация, где ученик слушает объяснения учителя физики, и при этом перед его мысленным взором появляются соответствующие содержанию формулы. Важное значение придается переводу информации, представленной в форме наглядночувственных образов, в вербальную форму.

Третья группа приемов второго функционального блока, обеспечивающих смысловое структурирование эксплицируемых знаний, ориентирована на работу с «масштабами» объемов оперативных единиц мышления. Так, при работе с аудиальной информацией курса иностранного языка такой единицей первоначально является отдельное слово, в дальнейшем — фраза, потом — еще более крупные речевые единицы.

Третий функциональный блок приемов, как уже указывалось, ориентирован на ликвидацию эмоциональных, мотивационно-смысловых преград на пути проникновения эксплицируемых знаний в сознание субъекта. Эти приемы эффективны в случаях дидактогений, при нейтрализации последствий аффекта, зафиксированного на учителя, во всех случаях, когда требуется коррекция эмоционального отношения к учебному предмету, преобразования в мотивационно-смысловой сфере, в самосознании субъекта (например, коррекция самооценки, уровня притязаний). Так, для формирования положительного отношения к учебному предмету, использовались приемы контролируемой трансформации Я-образа. Учащемуся ПТУ в соответствии с его мечтой внушалось, что он капитан корабля, была создана увлекательная картина морского плавания. И на фоне приятных переживаний подчеркивалось, что всего этого он смог достичь благодаря своим глубоким знаниям по физике и математике и любви к этим предметам. Студента технического вуза в образе известного ученого-математика просили дать телеинтервью для молодежи, рассказать, как он добился таких выдающихся успехов. Студент-историк, специализирующийся по народным восстаниям, в образе Степана Разина проводил военный совет, где было принято решение идти на Астрахань. Эти приемы позволяют субъекту создать во внутреннем мире своих переживаний своеобразный мир учебного предмета, а формируемая в экспериментах иллюзорная реальность служит моделью системно-смысловых связей изучаемого материала.

В целом результаты использования приемов психосинтеза для экспликации неосознаваемых субъектом знаний, на наш взгляд, свидетельствуют не только об активизации процессов воспроизведения актуализируемого в памяти материала, но и о возможности повышения степени его логической структурированности, улучшении его понимания.


  1. Участие в разработке этой методики на различных этапах принимали также В. А. Петровский и К. С. Лисецкий.
  2. Здесь и далее в кавычках приводится содержание стандартной инструкции, предъявляемой испытуемому. — Прим. ред.
  3. Эксперименты проводились совместно с В. Ф. Петренко и К. С. Лисецким.

Литература

  1. Абаев Н. В. (ред.). Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
  2. Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984.
  3. Басилов В. Н. (ред.). Древние обряды, верования и культы народов Средней Дани. М., 1986.
  4. Гримак Л. Н. Моделирование состояний человека в гипнозе. М., 1978.
  5. Кучеренко В. В. Сенсомоторный психосинтез // Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. С. 357-358.
  6. Леман В. Н. История суеверий и волшебства от древности и до наших дней. М., 1900.
  7. Овчинникова О. В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М., 1989.
  8. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  9. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Цвет и эмоции // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988. №3. С. 70-82.
  10. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1957.
  11. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
  12. Тайлор Э. В. Первобытная культура. М., 1989.
  13. Тихомиров О. К., Райков В. Л., Березанская Н. Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М., 1975. С. 143-204.
  14. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980.
  15. Фрезер Д. Д. Фольклор в ветхом завете. М., 1990.
  16. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.
  17. Шерток Л., Соссюр Р. Де. Рождение психоаналитика. М., 1991.