Сенсомоторный психосинтез. «Психология. Словарь»

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, «Психология. Словарь» (ISBN 5-250-00364-8), изд. 2, Политиздат, 1990 год

Сенсомоторный психосинтез — управление состояниями coзнaния субъекта в процессе особого cуггеcтивнoгo диалога. Заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на тех ощущениях, переживаниях, представлениях, которые возникают при их решении (В. В. Кучеренко).

В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля, суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов. В ходе такого диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта С. п., необходимую для оценки качества решения текущих тестовых заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь, получает информацию о причинах неудач и о путях преодоления ошибок.

Техника С. п. включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой-либо одной модальности, которые затем объединяются, интегрируются в целостный образ. На следующем этапе используются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей.

Сенсомоторный синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности. Например, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц.

Динамика состояния сознания в процессе С. п. сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного «Я», а речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения, переживания.

Диалогичность С. п. отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в своей основе. Поскольку процесс С. п. не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием гипнотического сна, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации. В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида (способность погружаться в состояние измененного сознания), техника С. п. не зависит от этой характеристики субъекта психосинтеза и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе.

Важной особенностью метода С. п. является жесткая связь его специальных приемов с функционированием механизмов регуляции психической активности. Метод С. п. может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, позволяет в условиях психологического эксперимента моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.